Чаепитие в честь Степана Эрьзя

08.09.2022

Шумбрат, друзья!

Шумбрат, «Литературное варенье»!

     Эти слова мы часто слышали в свой адрес в те изумительные три дня нашего пребывания в любимой Мордовии. Как я уже писала и говорила, для нас стало доброй традицией завершать сезон проекта именно  в этой чудесной, волшебной, таинственной республике.  Сезон закрывать, а для себя открывать что-то новое. В предыдущие приезды я открывала для себя мордовскую природу, кухню, эпос, узоры, цвета, запахи, звуки, и вот теперь пришло время прикоснуться к жизни столичной – музейной, фестивальной,  форумной, молодежной.   К чему я это всё?

     Да к фестивалю, а, точнее, арт-марафону «Эрьзя и МЫ», на который нас пригласили – рассказать о варенье и чайных традициях, сварить варенье из сосновых шишечек, которое очень любил гениальный скульптор Степан Эрьзя.  В этих трёх днях было так много удивительного, что хватило бы на несколько сезонов. Знакомство с людьми, с которым можно говорить часами об искусстве, книгах, туризме, гастрономии.  Милый-премилый квартирник, посвященный творчеству Микаэла Таривердиева, на котором мы случайно оказались. Ощущение прохлады во время работы на фестивале, хотя термометры показывали +33, а рядом с нами ароматными шишками топился двухведерный самовар,  да и наши плитки тоже поддавали жару. Сам арт-марафон, который поразил мастерами, от работ которых на сердце стало еще праздничней, живописными мастер-классами, которые давали очень именитые художники,  интереснейшей игротекой,  мастерской керамистов, чей гончарный круг завораживал и не хотел отпускать, молодёжью умной и образованной, приехавшей со всех концов страны в лагерь «Диалог культур».

 Мне казалось, что время летит слишком быстро, и волшебное действо скоро закончится. Песенные коллективы сменяли друг друга, а я понимала, что мне хочется слушать ещё и ещё. А потом было потрясающее дефиле, от образов которого перехватило дыхание, особенно когда вышла девушка, чей образ мне напомнил Иненармунь – Великую птицу из мордовской мифологии.  Особого шика празднику добавил джаз. Стильно, со вкусом, прекрасными музыкантами и хорошими вокалистами саранский джаз-бэнд  добавил в коктейль дневных впечатлений нотки  теплого летнего вечера.

     Наша литературно-вареньевая кухня была всё время наполнена гостями – говорили о варенье, о мордовской кухне, о любимых чаях, расспрашивали о  наших поездках. Конечно, угощались вареньем из сосновых шишек  и чаем на сосновых почках, которые очень любил тот, чьим именем названы фестиваль и музей. Тот, чьи работы я мечтала увидеть, но не думала, что они просто накроют меня, наведут на мысль «а не волшебник ли он?». На его работы хочется не только смотреть, но их хочется трогать, стараясь ощутить тепло, дыхание и не пропустить биение их сердец. Я боялась пропустить момент, когда эрьзинский Моисей откроет глаза и посмотрит на меня грустным мудрым взглядом, я смотрела на работу «Музыка Грига» и слышала обожаемого мной «Пер Гюнта». Я смотрела на Иоанна Крестителя, и у меня щемило сердце от мук, которые он переживал. А такого Иисуса мог сделать только гений. Крестьянский сын из села Баево, мечтавший стать иконописцем. А хорошо же, что мечта обрела другое воплощение.  Вот с такими мыслями я переходила из зала Степана Эрьзи  в музее в зал еще одного уроженца Мордовии, художника Федота Сычкова. Я вошла и ахнула – меня закружили краски, сюжеты, эмоции. Зимние забавы в деревне, сельский рынок, сады, огороды, цветники, букеты… Запахло антоновкой и клубникой, астрами и полевыми цветами, помидорной ботвой и спелой вишней, летним зноем и первым пушистым снежком. Захотелось сделать бусы из рябины и пойти к подруге поболтать и чайку попить. И совсем не хотелось уходить из музея. Об этом я и рассказала Людмиле Николаевне Нарбековой, директору Музея имени Эрьзи, вдохновителю арт-марафона «Эрьзя и МЫ». «В чем проблема? Ждем вас через год! Вы же еще далеко не всё посмотрели и варенье то всего одно сварили». И это были самые приятные и волшебные слова. А что я хотела?! Уж очень много волшебного в Мордовии. И мы непременно вернемся туда через год, пройдемся по саранским улицам, может, снова на какой-нибудь квартирник попадем, побродим по музейным залам.

А потом скажем мордовским друзьям: «Шумбрат, дорогие! Мы соскучились!»

Вам же по традиции говорю: «Как жаль, что вас не было с нами».

Ваша Вареньевая Фея.